Оживи свои тексты

Игра, которая поможет отвлечься от рутины и овладеть крутыми писательскими инструментами как проф журналисты и тд.

Как тут все устроено

Авторы и спикеры игры «Оживи свои тексты» 2 из 11 уроков

Каждый кон — это короткое видео, в котором наставник проекта «Писать интересно» рассказывает про писательский инструмент. Мы также подготовили текстовую версию урока (кнопка под окошком видео).

Задание во всех конах игры одинаковое — написать текст, используя полученный инструмент, и выложить этот текст в своем аккаунте в соцсети (ВКонтакте, Facebook или Instagram — на ваше усмотрение).

К вашим произведениям мы предъявляем минимум требований:

* Они должны быть не менее 1500 знаков с пробелами (проверить количество знаков можно на text.ru)

* Они должны быть вашими авторскими (об этом как-то даже неловко говорить, но все-таки:))

[vizible]

Подходит ли игра для тех, кто учился/учится на курсе «Писать интересно»? Да, программа тренинга-игры никак не пересекается с программой курса, и будет полезна и интересна как тем, кто уже учился в проекте, так и тем, кто пока с ПИ не знаком.

Как будет выбран победитель? За каждое выполненное задание игроки получают 10 баллов. Также в игре есть три «бонусных уровня» на прокачку креативности. Эти задания не обязательны к выполнению, но если участник сделал их в срок, то за каждое он получит по пять баллов. Игрок, который наберет наибольшее количество баллов, заберет главный приз. Если у нескольких участников будет одинаковое количество очков, выбирать победителя будут эксперты-наставники.

Сколько продлится игра? 7 дней. За это время выйдет 6 уроков с заданиями и 3 дополнительных задания на развитие креативности. Стартуем в понедельник, 20 августа. В этот день уже будет выложен 1 урок. Победитель будет объявлен 27 августа.

Что делать, если хочется, но совсем нет сил? Все равно идти и заряжаться в процессе)) Вас накроет волной позитива от наставников проекта «Писать интересно», вы сможете общаться с единомышленниками, да и мысль о жирном призе будет неплохо подстегивать)) В заданиях нет ничего сверхсложного. Наоборот, овладев один раз теми инструментами, что дают наставники, вы сможете избавиться от многих писательских затыков, которые как раз и отнимают энергию.

А сколько времени отводится на выполнение каждого задания? Если вы не уложились в сутки, вы выбываете из игры — следующий урок для вас просто не откроется.

Дают ли наставники обратную связь по текстам? Нет, наставники-редакторы не разбирают каждый текст. Но будет общая обратная связь на вебинаре — наставники ответят на вопросы игроков. Также будет прямой эфир, на котором выборочно разберут несколько текстов от добровольцев.

В каком формате надо сдавать домашку? В качестве отчета наставники ждут от вас ссылку на опубликованный пост в ЛЮБОЙ соцсети — ВК, ФБ или ИГ, где вам удобнее. Важно! На время проведения игры у вас должен быть открытый аккаунт, иначе наставники не смогут проверить, соответствует ли ваш текст требованиям задания.

А если я пришел с другом, как будут начисляться баллы? Баллы будут начисляться каждому игроку отдельно. Также, если один из двух друзей выбыл из игры, второй продолжит борьбу за призы, если будет своевременно выкладывать отчеты.

Если и после этого у вас остались какие-то вопросы, задавайте их здесь же, в поле комментария:))

 

Первый кон

От лица всей команда проекта “Писать интересно” я рада приветствовать вас в игре “Оживи свои тексты”.

У вас бывало такое: вам хочется что-то написать, ваша голова вот-вот взорвется от мыслей, что толкаются внутри. И вы садитесь за ноутбук, берете в руки телефон или лист бумаги.

И как только перед вами оказывается пустой документ, рой мыслей сменяется звенящей пустотой. Вам кажется, что все слова в мире кончились, шальная идея, что проскочила сейчас мимо, какая-то дурацкая. И никогда больше не будут бегать по вашим извилинам удачные мысли.

И вы психуете, огорчаетесь, вздыхаете, а может все вместе одновременно. И в очередной раз выкладываете в соцсеть просто фоточку с набором хэштегов и банальной подписью вроде «доброе утро, мир!» Вы не одиноки в этой беде. Такие “затыки” встречаются сплошь и рядом. Даже нобелевский лауреат по литературе Эрнест Хемингуэй самым главным своим писательским страхом называл страх перед чистым листом.

Конечно, можно долго медитировать, пытаться отрастить писательский дзен, ждать удачную фазу Лунного и своего цикла. Можно позвать музу или на худой конец дьявола, чтобы выгодно обменять свою душу на вдохновение. А можно сделать так, что белый лист больше не будет ввергать вас в оцепенение.

Возьмите пару листов а4. И нарежьте их на небольшие карточки размером примерно с визитку. У вас должно получиться 50 миленьких маленьких бумажек.

Затем на каждой карточке напишите первое пришедшее на ум слово. Пускай это будет какой-то бред вроде «пемза, дрель, ботинок, кошка». Просто сделайте так, чтобы на каждом клочке бумаги, что лежит перед вами, было написано какое-то слово.

После сложите все карточки в шляпу, коробочку, мешочек. Тщательно перемешайте. Вытащите наугад 5 бумажек. Посмотрите, какие слова вам достались. Покрутите их. Поперекладывайте в разном порядке. Какие мысли у вас появляются? Какие картинки подсовывает память? Какие ассоциации всплывают? Какие истории приходят на ум? Какой экспертный опыт вылезает наружу?

Зацепитесь за одну из идей, что возникла, когда вы смотрели на свои пять слов. Раскрутите до полноценного текста. Используйте все слова, что вы вытянули — в одном предложении или во всем тексте — не столь важно. Пишите все, что придет в голову. Сейчас вы — творец. И ваша задача — успевать фиксировать мысли. Затем дайте тексту отлежаться хотя бы час и приступайте к редактуре. Важно разделять эти два процесса.

Используя этот прием, вы сможете избавиться от ужаса перед белым листом. Вы забудете, как это бывает, когда не знаешь, о чем писать. Вы всегда сможете практически из ничего написать текст.

Попробуйте освоить этот инструмент. Темы для постов у вас есть всегда. Главное — знать, на что их ловить. И это упражнение — отличная наживка.

После того, как вы посмотрите этот ролик, наведите себе чая или кофе. Поставьте телефон на беззвучный, чтобы ничего не отвлекало, и попробуйте найти тему для поста описанным выше способом.

Итак, домашнее задание на сегодня.

Используя прием, который я рассказала, напишите текст.

Важно! Не редактируйте его сразу, по ходу. Дайте своему произведению отлежаться хотя бы час. А потом «причешите» и опубликуйте в своем аккаунте. В поле «ваш отчет» разместите ссылку на опубликованный пост. Да прибудет с вами писательская сила.

И небольшой спойлер к одному из будущих уроков. Не выбрасывайте карточки со словами, что сделали сегодня. Они вам еще пригодятся.

Бонусный кон

Второй кон 5 из 11 уроков

В детстве мы много фантазировали. Придумывали всякое, играли и наслаждались жизнью. Воображали себя докторами, певицами, продавцами и пожарными. Учили математике плюшевых медведей. И вообще примеряли на себя всяческие роли.

А потом мы стали взрослыми. Скучными и правильными. Воображаемые профессии больше не меняем каждый день. Перестали вести «кулинарное шоу», когда готовим обед. Другие образы теперь примеряем только на маскарад. Фантазию включаем редко, и раскачивается она, как старый, проржавевший механизм. И вот уже в палке мы видим только палку, а не рыцарский меч или пистолет.

Хорошая новость в том, что механизм фантазии можно восстановить и отладить, чтобы он снова бесперебойно работал. Надо только регулярно его включать и не давать ему подолгу простаивать. А для этого отлично подходят всякие разные игры.

Сегодня мы с вами будем играть в ролевую игру. Вы будете супергероями, а мы — вашими преданными фанатами.

Вашим первым дополнительным заданием будет рассказать о том, каким супергероем вы хотели бы быть. Какой суперспособностью обладать? Куда ее применять? Скрывали бы вы свои сверхсилы или афишировали? Расскажите о себе как о супергерое. Используйте 70-100 слов, не больше.

ВНИМАНИЕ! Этот текст не обязательно публиковать в соцсетях! Напишите свой рассказ про супергероя прямо здесь, в поле «ваш ответ».

Второй кон

Два главных вопроса в жизни автора — “О чем писать?” и “С чего начать?”. С первым вы попробовали разобраться вчера, а сейчас поколдуем над вторым. Только сразу вас предупреждаю: даже не надейтесь, что есть некий священный Грааль, из которого мастеровитые писатели черпают темы и роскошные начала текстов — стоит только получить к нему доступ. Какого бы уровня мастерства вы ни достигли, эти задачи будут вашими вечными спутниками. Другое дело, что с опытом вы будете быстрее их решать и они не будут отнимать у вас столько энергии или вгонять вас в панику.

Главное правило писательского процесса: создание текста — отдельно, редактура — отдельно. Конечно, со временем вы будете автоматически просеивать многое сразу, уже на уровне инстинктов. Но суть здесь в том, что, когда текст только-только делает первые шаги у вас на бумаге, не нужно мешать ему крепнуть и вставать на ноги. Не сбивайте его ненужными сейчас редакторскими оценками. Дайте им волю позже.

И отсюда вытекает главный ответ на вопрос “С чего начать текст?”. Начните с ЧЕГО-НИБУДЬ. Начните оттуда, откуда начинается. Даже если вам кажется: ну это все шаблонные фразы, банальщина какая-то, да кому это интересно — начните с шаблонов, банальщины и безынтересной скукотищи. Но начните. Дайте себе расписаться, отпустите мысль, дайте ей обрести нужную ей сейчас форму. Творите и не докучайте своему творцу замечаниями строгого воспитателя. Потому что начало вы все равно перепишете в финале. Редкий текст удается сохранить в первозданном виде.

Итак, черновой вариант вашего текста перед вами. Мы договорились, что создаете вы его таким, каким он просится. Он резвился, он играл, он отдавался творчеству — он имеет право быть сейчас слегка чумазым и уставшим. Сейчас вам предстоит его умыть, причесать, приодеть и отправить в гости к друзьям, к вашим читателям.

Самое время обратить внимание на то, какие шаблоны и огрехи закрались в ваш первый абзац. Сейчас будем к нему строги и станем изводить его вопросом: “А что это дает читателю?” Если ответ “ничего” — будьте безжалостны и кровожадны. Вам предстоит действие, которое по-научному называется “правка-сокращение”, а редакторы между собой называют его “грохнуть первый абзац”. Почти всегда и почти любому тексту в черновом его варианте идет на пользу такая правка. Сносишь первый абзац — и текст оживает, сбрасывает лишний вес и стартует сразу стремительно и бойко, любо-дорого посмотреть.

Вы же помните, что на этапе создания вы текст не оценивали, что вам важно было начать хоть с чего-нибудь, хоть с самых шаблонных шаблонов и клишеистых клише? Работать с ними можно и даже нужно, но вот оставлять в конечном продукте нельзя. Это как если бы кондитер печенье не вырезал из теста, а так и запекал вместе с формочками, так и подавал бы на стол. Итак, лишнее — убираем. Читателю ни к чему проходить с вами весь ваш тернистый и извилистый путь, покажите ему уже тот опыт, который вы вынесли. Смотрите внимательно на свое начало — и либо удаляйте его полностью, либо вычищайте от банальностей.

Мы приготовили список шаблонных начал, которые могут у вас родиться, пока вы раскачиваетесь в процессе создания текста. Их лучше убрать из готового произведения. Вооружитесь карандашом или кнопкой “удалить” — и снесите их.

1) Обобщения. Они мешают читателю довериться вам. Зачем мне вообще читать какой-то текст, который начинается с банальностей и того, что все и так знают. Я хочу получить из текста уникальную информацию, а не: “все мы знаем, что…”, “каждый из вас наверняка однажды пробовал… “

2) Заходы к теме издалека тоже уничтожайте. Если тема вашего текста “Куда деть кота на время отпуска” — не надо рассказывать в десяти абзацах про то, каким милым маленьким котеночком когда-то попал в ваш дом этот раскабаневший ленивый свин.

3) Череду риторических вопросов сносите. Эти магазины на диване надоели еще в 90-е, все эти вопросы смотрятся нарочитыми и искусственными. “Устали каждый раз думать, с чего начать текст? Вам надоело испытывать отчаяние? Вы хотите, чтобы ваши тексты приносили вам радость?”… Не надо так, говорите с людьми по-людски.

4) Не надо оправдываться и расшаркиваться перед читателями за выбор темы. Решились говорить о чем-то — несите ответственность сразу и до конца. А потоки сознания оставляйте за кадром.

5) Не прикрывайтесь с ходу цитатами. Что думал Стивен Кинг о написании книг, он уже рассказал и не раз. А что думаете вы? Покажите читателю себя, убедите его, что у вас есть свои мысли, достойные внимания. Ссылаться на авторитеты — хороший прием, но не в первой фразе. Не прячьтесь ни за кем, выходите к читателю открыто.

6) Грохните первый абзац,

в который вы для пущей важности налили воды и навставляли канцеляритов и официоза. Оставьте это для чиновников. Если когда-нибудь я напишу текст со словами “Вопрос выбора темы чрезвычайно важен для начинающих авторов. Его рассмотрению посвящено немало трудов, как ученых-исследователей, так и знаменитых писателей” — все, моя песенка спета.

7) Если вы в первом абзаце попытались создать в воображении читателя нужные вам образы и начали со слова “представьте” — сожгите это “представьте”. Это натужное создание визуальности, а не истинная картина. Этот прием был хорош много лет назад. Как и магазины на диване.

8) И последнее — не начинайте общение с читателем со слов “А как вам? А как вы считаете?”. Это уместно в финале. А в начале вы тем самым застаете читателя врасплох и все равно толком не дадите ему подумать, начнете “впаривать” свою точку зрения. Вы сейчас — как тот раздражающих всей продавец, который наскакивает на покупателя с вопросом «Вам что-нибудь подсказать?». Дайте читателям хоть немного освоиться в вашем тексте, разобраться в теме с вашей помощью.

А теперь ваше задание. Напишите текст на любую, важную для вас сегодня тему. Да хоть бы о том, как непросто, но интересно писать тексты. И отредактируйте начало, используя чек-лист из урока. Спросите себя — что дает читателю мой первый абзац? Захочет ли он его пропустить? Не прячусь ли я за шаблонами? А каким станет текст, если я удалю начало целиком и перейду сразу к самому интересному?

Выложите отредактированный текст у себя в соцсетях, ссылку приложите в качестве отчета.

Третий кон

Теперь, когда вы твердой рукой нажали кнопку «делит» и безжалостно грохнули первый абзац, хочется понять — а как же начать текст. Да так, чтобы читатель не пролистал ленту, не поставил “лайк” на автомате (из глубокого уважения к вам).

Попейте чайку, посмотрите сериальчик, а потом оцените текст свежим взглядом. О чем он? Какой главной мыслью вы хотите поделиться со своим читателем? Ваша задача — сжать идею всего поста до одной фразы. Поздравляю, у вас родился заголовок. Его смело можно накладывать на картинку, иллюстрирующую текст.

Протестируйте получившийся заголовок с помощью простых вопросов:

* он прост и понятен?

* он привлекает внимание?

* в нем понятно, на какую аудиторию он рассчитан?

* он лаконичен?

* он конкретен?

Имейте в виду, что числа в заголовках воспринимаются легче. Поэтому все эти «пять книг для начинающих писателей» и «три рецепта ПП ужина» — удачный вариант. Еще одна идея — зацепить «каком» — «Как выбрать телефон», «Как накормить ребенка шпинатом», «Как правдоподобно сделать вид, что болит голова») — этот заголовок можно использовать, чтобы привлечь тех, кто еще вас не знает, но ищет информацию по этой теме.

Затем перебираемся к первому предложению. Тут есть несколько вариантов:

* Расскажите новость, которая связана с темой вашего поста (Петросян и Степаненко разводятся, а я в свое время подписала с мужем брачный договор — сейчас расскажу, как его лучше оформлять)

* Поделитесь своими наблюдениями (увидела, как детвора купается в фонтане и вспомнила, как я однажды познакомилась с симпатичным мужчиной в день ВДВ)

* Напомните о том, что было и плавно подведите к тому, что стало (еще пять лет назад я и подумать не могла о том, чтобы завтракать кашей, а сейчас я и дня не могу провести без овсянки)

* Поместите читателя в центр истории и перенесите его в начало (Сейчас я выпиваю по бокальчику вина каждый вечер, а все началось с того, как возле моего дома открылся магазин «Красное и белое»)

* Покажите, насколько крут и полезен ваш пост (сейчас я расскажу вам секрет успешного блога)

* Заинтригуйте читателя (Вчера я съела медведя. Откусила ему голову и медленно прожевала. Мое чадо недосчитается одного «Барни», ну и ладно)

* Ищите свои варианты: провокационные или не очень, смешные и трагичные, очевидные и не совсем. Ну и помните главное — у вас не будет второго шанса оставить первое впечатления от своего текста, так что будьте изобретательны и внимательны к своему читателю.

Четвертый кон

Привет! Сегодня продолжаем оживлять тексты. И в этот раз нам помогут метафоры.

Часто бывает так. Автор щедро посыпает текст метафорами, тот оживает, как и было обещано, но выглядит при этом, как Франкенштейн. Чья это у него рука и кому она машет? Случается это тогда, когда автор очень хочет писать ярко, но при этом не напрягает фантазию. Или нет у него уверенности в силе своего воображения. Так или иначе, он не придумывает ничего своего, а берет ту метафору, которую уже где-то слышал. Безопасно, как может показаться.

Но подумайте, если автор где-то слышал метафору, то с большой долей вероятности ее может знать и читатель. Так же? И тогда эффект не то что исчезает, а уходит в минус. Некогда свежие и выразительные метафоры от частого повторения превращаются в штампы. А кому тут нравится общаться с затасканными… фразами?

Вместо образности, от которой балдеет правое полушарие, мы получаем напрочь стертую экспрессивную окраску. Все эти «море проблем», «глаза горят», «железные нервы», «стальные…» ну и так далее.

Поэтому мы сегодня будем создавать метафоры авторские.

Быстро напомню, что это вообще такое. По простому, метафора – это слово или выражение, употреблённое в переносном значении. Когда за основу берется сходство по какому-то признаку. Например, старость можно назвать вечером или осенью жизни. Потому как все эти понятия ассоциируются по общему признаку – и это, простигосподи, приближение к концу. Дня, года, жизни. Позитивненько, да?

В первом уроке мы просили вас не выбрасывать сокровище – 50 чудо-бумажек, запечатлевших ваш поток сознания. Вот они и пригодятся. Вытяните один листок. За ним другой. Пожените их, отложив парочкой в сторону. Всего должно получиться пять таких пар. Теперь сядьте, возьмите первый тандем и состыкуйте слова так, чтобы получилась метафора. Возможно, какие-то пары будут уж совсем из разных миров, но вы все же попробуйте. Задача – найти хотя бы одно удачное сочетание и положить его в основу текста.

Помните, чтобы создать метафору, нужно найти схожесть по общему признаку. Допустим, вам выпало соединить «ботинок» и «кошку». Что у них общего помимо неодолимой тяги последней к первому? Допустим, вы можете представить, как ребенок, едва освоивший вертикальное положение, в первых в жизни ботинках, идет, как кошка под валерьянкой. Или, предположим, кот, наделавший делов, может в вашем воображении превратится в безмолвный ботинок, притаившийся на подоконнике, с торчащим из-за шторы шнурком. Прелесть этого упражнения в том, что у каждого будет свой набор ассоциаций.

Если сразу у вас не получилось, никаких идей не возникло, отвлекитесь, походите, переключитесь на что-то другое. Но знайте, теперь процесс будет работать в фоновом режиме. Чуть позже возвращайтесь к заданию. Со второго раза должно пойти проще.

Итак, еще раз. Ваше домашнее задание:

Вытяните 5 пар слов из тех 50-ти, которые вы набросали в первый день. Состыкуйте слова в паре, чтобы из них получилась метафора. Как минимум одну метафору положите в основу текста. Опубликуйте его в своем аккаунте и разместите ссылку в поле «ваш отчет».

Удачи вам. И не упускайте возможности пощекотать фантазию!

Бонусный кон

8 из 12 уроков

Активные глаголы добавляют тексту динамики. Именно они делают любое произведение живым и захватывающим.

Вот что говорит про глаголы автор книги «Слово живое и мертвое» Нора Галь:

«Громоздкими канцелярскими оборотами жечь сердца, затронуть душу довольно трудно. Обилие существительных, особенно отглагольных, тяжелит и сушит речь. Фраза со многими косвенными падежами неуклюжа и недоходчива. Причастия и деепричастия, слова вроде вращающиеся, находившиеся, выращиваемые тоже не делают прозу благозвучной, ясной и никого не взволнуют.

Есть такая болезнь — водобоязнь. А многие литераторы, увы, страдают глаголобоязнью. И неизменно шарахаются от глагола, от живой воды языка, предпочитая всяческую

сухомятку.

Десятки, сотни раз читаешь: испытывал чувство счастья, горечи, досады — там, где куда лучше сказать: радовался, горевал, досадовал, либо, на худой конец, — был огорчен, был счастлив.

В огромном, подавляющем большинстве случаев лучше заменить существительное (особенно отглагольное!) глаголом. Право же, от этого любой текст станет понятнее, живей, выразительней».

Сегодня вашим заданием будет написать историю, которая состоит ТОЛЬКО из глаголов. Используйте не меньше 30 слов.

Пятый кон

Всем привет! Наша игра «Оживи свои тексты» продолжается.

ам, наверно, жутко хочется узнать, чем же мы сегодня займемся. Но прежде давайте ненадолго перелетим в прошлое, на урок литературы класс эдак 8-9, и попробуем вспомнить ключевых героев русских классических произведений.

Вот, например, Илья Ильич Обломов: лет 32-33 от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной цели, всякой сосредоточенности в чертах лица… Мягкость была господствующим и основным выражением…всей души.

Или Наташа Ростова — черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая..

А вот этого узнаёте, тоже из классики: « Гораздо замечательнее был наряд его: никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги; позади вместо двух болтались четыре полы, из которых охлопьями лезла хлопчатая бумага. На шее тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук»?

Ну, знакомый дядька? Плюшкин, конечно же. Причем, если я у вас спрошу, как его звали, вряд ли вы вспомните. А по описанию сразу же угадаете. Да, и звали его Степаном. С вами было секундное включение из передачи «Все для сканвордов».

А теперь к делу. Написание текстов чем-то схоже с ремонтом: вы организуете пространство истории так же, как делаете это со своим домом: красите, клеите обои, меняете или иначе расставляете мебель, покупаете миллион всяких штучек, от ярких штор до свечек определенного цвета. Чем больше деталей, тем уютнее дом и тем привлекательнее ваш текст для читателя.

Поэтому не бросайте истории на этапе обоев. Создайте такой мир, в котором вашему читателю все будет понятно, который он сможет представить и разглядывать вновь и вновь, создайте «эффект присутствия». Наполняйте тексты ароматами, звуками, тактильными ощущениями. Поверьте, такие тексты не забывают.

Вот, сравните: «мне подарили красивый букет» и «букет, что он принес, источал сладковатый аромат. Примерно так в детстве пахло у бабушки в саду, когда неподалеку зацветали липы»

«Мы сидели за столом» и «стол, за которым мы сидели, был накрыт красной скатертью. На ощупь она была похожа на атлас»

Но не переусердствуйте. Вернемся к Обломову, например. Гончаров не стремится рассказать нам о своем герое абсолютно все, до последней трещинки, ага-ага. Он берет только основное, самое важное — лицо без определенной цели и мягкость как господствующее выражение всей души. Вот вам и весь сюжет, все обоснование поступков Обломова, в самом начале романа. Просто вы еще об этом не знаете.

Берегите читателя, поступайте как Гончаров: выберите то, что особенно важно, какую-то деталь окружающей обстановки или внешности героя, которая может стать «говорящей», внести дополнительный смысл и расскажите о ней. Пусть таких «крючков» будет два-три на текст, но на них-то вы и поймаете свою аудиторию.

Сегодняшнее домашнее задание будет состоять из двух частей.

Сначала разогреемся. Прямо сейчас поднимите голову и найдите глазами любой предмет. Напишите минимум 15 его признаков: форма, размер, цвет, запах, фактура, физические свойства, на что похож, с чем ассоциируется и т.д.

А после того, как хорошенько потренируетесь, садитесь писать текст. Объем не менее 1500 знаков, главное требование – создайте зарисовку, которую сможет «увидеть» ваш читатель, а для этого опишите в должной мере подробно минимум 2 предмета (одушевленных/неодушевленных) или явления.

Шестой кон

У вас есть замечательная история или крутое размышление. Но воплощение их в тексте получилось каким-то маловыразительным. Написанное кажется вам пресным и сухим, как корочка хлеба. Возможно, вам не кажется.

Обычно и в жизни, и в текстах мы используем привычные, удобные нам наборы одних и тех же слов, которые составляют приблизительно треть нашего пассивного словарного запаса. Но мы же не Эллочка Людоедка — и нас самих, и читателей лексическое однообразие утомляет.

Что же делать? Можно, например, попробовать заменять приевшиеся слова смайликами. Эмодзи-сердечко вместо слова “любовь”, машинка вместо “поездка”… Но так вы рискуете распугать своих взрослых подписчиков — всех, кроме самых верных (пара друзей и мамина подруга).

Давайте лучше поработаем над изяществом слога. Открываем словарь синонимов. Можно онлайн, например jeck.ru. И заменяем как можно больше слов и фраз на синонимичные. Ищите яркие, но уместные оттенки, смыслы и коннотации.

Особое внимание нужно уделить повторам. Конечно, если это умышленный повтор, который ставит логическое ударение в тексте, то все в порядке. А если этот повтор случайный, вычеркивайте, заменяйте. Такая оплошность могла бы затеряться в лонгриде, но в маленьком инстаграмном посте на 2000 знаков повтор будет торчать, как пятно на блузке (как лишняя невеста на свадьбе). Выследить повторы можно на сайте text.ru.

Ценность этого упражнения еще и в том, что оно поможет вам вытравить из текстов штампы и банальщину. И вы доставите и себе, и читателю эстетическое удовольствие.

Итак, ваше задание: досмотрите видео. Напишите текст. А потом замените как можно больше слов и выражений на синонимичные. Постарайтесь не потерять стройность текста и не перемудрить. Помните: то, что вы пишете, должно быть понятно старшекласснику-отличнику. И интересно двоечнику.

Легкого пера!

Бонусный кон

11 из 12 уроков

Теперь, когда вы знаете, как важно автору использовать не только стандартный, «обыденный» набор слов, предлагаем вам поупражняться в подборе синонимов.

Ваше последнее дополнительное задание:

Возьмите одно-два четверостишия из любого стихотворения. Замените максимум слов на синонимы. Рифму и ритм соблюдать не обязательно, но желательно.

 
[/vizible]

Опубликовано
В рубрике Общее